Yegor Voronin (shvarz) wrote,
Yegor Voronin
shvarz

Category:

О свободе и религии

У arbat обсуждают духовные потребности атеистов, а вернее отсутствие данных потребностей.

arbat там забавно сначала возмущается "Это одна из совершенно замечательных особенностей атеистов. Вы убеждены, что вы знаете, во что и как должны верить религиозные люди." и сразу же (ровно через 5 минут) сам выступает про атеистов: "У атеистов есть только физиологические потребности, и набор условных и безусловных рефклексов, разной степени сложности."

Мне в связи с этим вспомнилось, как на одной вечеринке у нас выступал один религиозный товарищ, утверждавший свое моральное превосходство над неверующими и над верующими в неправильные религии. С юмором и шутками, но при этом одновременно и серьезно. И речь зашла о ритуалах, которые довольно бессмысленны с точки зрения человека не придерживающегося этой религии, вроде разных постов и-или диетических ограничений. Я поинтересовался, как он относится к выполнению этих ритуалов - ведь они даже с точки зрения его религии не особенно логичны, их просто "надо выполнять" без объяснения почему и зачем. Он ответил, что его это совершенно не смущает, надо значит надо. И потом прибавил интересный комментарий - он подобным образом относится ко всем религиозным требованиям, не важно требуется ли от него не есть рыбу без чешуи или не изменять жене или не убивать людей. Мы были несколько шокированы и я специально переспросил, действительно ли единственной причиной, по которой он не убивает людей, является то, что ему это запрещает религия? Он подтвердил, что это действительно так.

Позиция, доведенная до экстремизма, но на самом деле она вполне логична. Религия говорит, что делать нужно, а что не нужно, и если ты не принимаешь весь список целиком, то ты уже руководствуешься не религией, а своими собственными понятиями о добре и зле. А зачем тебе тогда религия?

Раньше религия описывала и устройство мира и следующую из него мораль. С развитием науч-тех прогресса роль произошло разделение, науке досталось описание "что и как", а религии "почему и зачем". Но пример выше показывает, что отсутствует какая-либо прямая связь между религией и моралью человека. Как и в отношении устройства мира, религия дает псевдо-ответы на вопросы о том "почему и зачем", внося дополнительные сущности, которые лишь на поверхности кажутся проясняющими ситуацию. Вопросы о свободе воли, о добре и зле, о смысле жизни не имеют однозначных ответов ни для атеиста, ни для верующего. В конечном итоге ответы на эти вопросы человек находит сам (если вообще задумывается о них), а религию если и использует, то лишь для того, чтобы пост-фактум рационализировать эти ответы.
Tags: жизнь, люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 333 comments