Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

portret

Прочитанное

Little, Big by John Crowley (1981) - удивительная книга, описать которую очень трудно. Я попробую, но мне кажется это все равно, что рассказывать свои сны - практически невозможно передать свои впечатления и эмоции тем, кто этих снов не видел.

Смоки Барнабл с первого взгляда влюбляется в Элис Дринкуотер, девушку из семьи, живущей чуть севернее Нью-Йорка в доме, построенном их дедушкой-архитектором для того, чтобы демонстрировать своим клиентом разные архитектурные стили (поэтому дом выглядит радикально разным, когда на него смотришь с разных сторон, а внутри вообще можно заблудиться в множественных коридорах и лестницах). Еще до свадьбы Смоки понимает, что семья Элис в чем-то неуловимом очень необычна и странна. Их жизнь подчинена некому то ли пророчеству, то ли договору, который связывает их с "феями" - маленькими неуловимыми существами, которые прямо в книге не описываются и практически даже не появляются, но больше всего напоминают элементалей. Он никогда не приобщается к этой загадке, но всю жизнь живет в ее тени и под ее влиянием. Во многом, Смоки - главный герой книги, хотя текста ему в книге уделено меньше, чем некоторым второстепенным персонажам. Книга с него начинается и им заканчивается, но по пути в ней рассказывается о нескольких поколениях этой семьи, начиная с начала 19 века, и заканчивая где-то серединой 21 (дистопическое будущее, в котором в США власть захватил тиран).

Если "Евгений Онегин" - роман в стихах, то "Little, Big" - поэма в прозе. Эмоционально она воздействует как стихи, хотя в ней нет ни отчетливо прослеживающегося ритма, ни рифм. Если с чем я и могу сравнить стиль, в котором она написана, так это с некоторыми рассказами или короткими повестями Ле Гуин, в которых она создает свою особую атмосферу и настроение. Весь текст (довольно длинный, 500 с лишним страниц) разбит на маленькие главки длиной от полустраницы до 3-4 страниц. И хотя никакая из глав сама по себе не является самодостаточным рассказом, в контексте повествования каждая из них логически и эмоционально закончена. Приходится останавливаться, "переваривать" прочитанное, иногда возвращаться и смотреть на название главки, чтобы лучше понять прочитанное (названия являются небольшими подсказками, направляющими читателя к наиболее важным элементам текста).

Как я уже писал выше, семья неким таинственным образом связана с магическим миром, но детали этой связи не описываются прямо. Более того, создается ощущение, что и сами члены этой семьи эту связь лишь ощущают, но не могут до конца вербализовать ни ее природу, ни ее цели. На протяжении всей книги читателю выдаются небольшие ключи к этой загадке, открывающие тот или иной ее аспект, хотя полностью, как и полагается магии, она не объясняется. То же самое происходит с сюжетом - автор оставляет многое недосказанным, прыгает во времени и в пространстве, происходящее порой кажется совершенно необъяснимым, но потом внимательный читатель обнаруживает небольшие подсказки тут и там, которые если не полностью объясняют все загадки, то дают почву для предположений. Я только что поговорил с человеком, который тоже недавно закончил читать эту книгу и мы открыли друг для друга разные прошедшие мимо нас "ключи" и разные интерпретации как отдельных событий в книге, так и всего происходящего. Очевидно, что у книги огромный потенциал для множественного перечитывания.

В общем, я не вижу хорошего способа объяснить что это за книга и почему ее надо прочитать, но я однозначно рекомендую ее к прочтению. Это гениально. Отдельное спасибо yakushima и red_kaili, которые подарили мне ее на день рождения.
portret

Прочитанное

Продолжаю расчищать небольшую стопочку книг, оставленных старшим сыном.

  • The Life Before Us by Romain Gary(1975) - 10-летний мальчик рассказывает историю своей короткой жизни. Сын проститутки, он был выращен на попечении у мадам Розы, которая содержит подпольный детский сад для подобных детей в Париже (подпольный - потому что проституткам запрещалось выращивать детей и их забирали социальные сервисы). Он - старший ребенок в саду и часто помогает уже стареющей мадам Розе. Книга написана от лица мальчика и на языке, которого можно ожидать от ребенка, выросшего на улице и научившегося грамоте у соседа-лавочника. Мне очень понравилось. Немного мрачно, но не создается ощущения, что автор выдавливает слезу.

  • Narrative of the Life of Frederick Douglass by Frederick Douglass (1845) - коротенькие мемуары Фредерика Дугласа, который был рожден рабом в Вирджинии, но потом сбежал на север и стал одним из самых известных борцов за отмену рабства и за общее равенство прав. Написано очень интересно, даже не сами описания реалий рабовладельчества, а разные психологические наблюдения за людьми. Например, о том, что как бы рабы не ненавидили своего хозяина, при встрече с другими рабами они часто выставляли его в самом лучшем свете и порой даже дрались поспорив о том, чей хозяин богаче и круче. Или о том, как одна его владелица (никогда раньше не имевшая рабов) поначалу обращалась с ним как с человеком и даже пыталась научить его читать, но после нотации мужа о том, что рабам это ни к чему, стала рьяно пресекать все его попытки читать и вообще зверствовала похуже многих.

  • The Art of War by Sun Tzu (6 век до н.э.?) - наверно интересна как исторический документ или источник хорошо-звучащих цитат, но мне показалась очень скучной и тривиальной. Мудрость из серии "Знай себя и знай своего врага", "Не нападай раньше времени, но и не медли."

  • The Communist Manifesto by Friedrich Engels and Karl Marx (1848) - читал в первый раз в жизни, нас ни в школе ни в универе этим не мучили. На удивление интересный документ в первой своей части, описывающей экономическо-политическое состояние Европы того времени. Я не историк и не экономист (и не историк экономики), но мне это описание показалось вполне справедливым, точным, и даже предвосхищающим то, что произошло за последующие 50 лет. Следующая часть, где описывается видение того, как указанные проблемы следует решать, намного слабее, логика в ней прослеживается плохо, особенно когда они отвечают неким оппонентам, указывающим на слабые стороны. Ответ, как правило, сводится к тому, что "вы со своей буржуазной позиции нас понять не можете, а для нас все настолько очевидно, что и объяснять нечего". Последние части (где разбираются разные конкурирующие теории) - полная скукота, интересная разве что тем, кто очень хорошо разбирается в теме.

portret

Прочитанное


  • Black Hills by Dan Simmons (2010) - в 1876 году около Little Big Horn генерал Кастер и большая часть его солдат погибают в сражении с индейцами. Один из индейцев, мальчик-тинейджер, прикасается к умирающему Кастеру и "дух Кастера" поселяется у него в голове со всеми своими воспоминаниями, мыслями, и желаниями. Он не может контролировать или как-либо влиять на мальчика, он может лишь говорить с ним (и то только после того, как мальчик выучивает английский язык), но все равно имеет большое влияние на него. Книга вкратце описывает всю жизнь главного героя, который основан на реальном персонаже. От Симмонса у меня последнее время (в отличие от некоторых его ранних работ) одно и то же впечатление - мастерски написанные книги, которые очень приятно читать и перечитывать, но они как то "не цепляют". Terror и Drood были примерно такого же уровня.

  • Hitchhiker's Guide to the Galaxy by Douglas Adams (1979) и последующие четыре продолжения - о содержании можно не писать, если кто не читал, то как минимум слышал. Хотя интересные идеи и шутки раскиданы по всем пяти томам, все-таки первая книга является наиболее законченной и цельной. До этого я их слушал в виде аудиокниг в исполнении автора, а сейчас прочитал с листа, и надо сказать, что в исполнении автора они намного выигрывают. Я в этот раз читал-cлушал параллельно некоторые части и контраст довольно таки разительный. Так что настоятельно советую аудио-формат.

  • Ghost Boy by Iain Lawrence (2000) - после Второй Мировой Войны, мальчик-альбинос в маленьком городке в Монтане убегает из дома и присоединяется к одному из последних путешествующих цирков. Я эту книжку обнаружил во время переезда, ее выдали сыну когда он еще учился в школе, ну и я решил прочитать, тем более что она не длинная. Там вполне стандартный набор моралей для тинейджеров (верить в себя, правильно выбирать друзей и т.п.) и довольно предсказуемый сюжет, но книжка написана интересно и не слащаво. Если у вас дома завелся тинейджер, то можно ему-ей подсунуть для чтения.

portret

Сексуальная жизнь дикарей

Нет, это пост будет не про отношения между Россией и Украиной.

Это я читаю книжку с таким названием, подобранную летом за пару баксов на книжной распродаже. Чрезвычайно интересно.

В начале 20 века Бронислав Малиновски провел довольно долгое время на вот этих островах, наблюдал жизнь людей, изучил их язык, культуру, собрал и обобщил массу материала.

Одним из самых значительных и важных для понимания местной культуры аспектов мировоззрения дикарей является то, что они не проводят причинно-следственной связи между половым актом и зачатием ребенка. Более того - они ее активно отрицают. Считается что ребенок имеет родственную связь только с матерью, отец же - это просто "мужчина, живущий с матерью". Муж активно помогает выращивать детей, заботится о них, но он не "родственник". Поэтому родственниками у каждого человека являются только братья и сестры и родственники по материнской линии.

Наиболее выраженным (и странным для нас) последствием подобных взглядов является наследование. Собственность мужчины, его положение в племени, титулы и прочее переходит не его детям, а детям его сестры. При жизни он может отдавать все эти вещи своим сыновьям, но это лишь временная передача, настоящие наследники следят за подобными дарами, и после смерти они забирают все. Интересно, что если детям мужчина может вещи дарить, то настоящим наследникам при жизни он может все эти вещи лишь продавать.

Существуют правила, которые Малиновски считает компенсирующими механизмами подобного отношения к отцовству. В обществе принято подчеркивать что дети похожи на своего отца и хвалить эту схожесть. Сходство же с родственниками по материнской линии считается постыдным и это не обсуждается, а даже отрицается. Сказать, что два брата похожи друг на друга - это серьезно оскорбить их. И все вокруг будут активно отрицать, что между ними может быть какое-либо сходство. При этом вполне нормально указывать на то, что каждый из них является ну просто вылитой копией своего отца (несмотря на очевидное для нас противоречие в подобной логике).

В общем, книжка отличная, показывающая насколько необычной и разнообразной может быть культура человеческих сообществ.
portret

Прочитанное


  • Breakfast of Champions by Kurt Vonnegut (1973) - не понравилось. Даже не знаю, что еще сказать. Вроде и интересно и оригинально и написано неплохо, но вот почему-то не понравилось. Кстати, вдруг кто не знает, в этой книге фигурирует Килгор Траут, фантаст-неудачник, публикующийся в порнографических журналах, написавший несколько сотен плохих книг, которые тем не менее были где-то и как-то опубликованы, но не принесли ему ни денег, ни известности, ни даже удовлетворения от писательства. Так вот, плодовитый писатель-фантаст Филип Фармер однажды издал один из своих порнографических НФ романов под псевдонимом Килгор Траут. Воннегут, к сожалению, не оценил юмора.

  • Science: Good, Bad, and Bogus by Martin Gardner (1981) - коллекция эссе про разного рода псевдонаучные течения, опубликованных в 60-70-х годах. Гарднер очень хорошо и интересно пишет и объясняет. К сожалению, подавляющее большинство эссе посвящены небольшой горстке экстрасенсов, чьи имена были на слуху в те годы и во многом повторяют друг друга, если не содержанием, то общим подходом. Основная идея Гарднера заключается в том, что если вы хотите как следует протестировать телепатические или телекинетические способности какого-либо экстрасенса, то в качестве эксперта надо брать с собой не физиков и химиков, а профессиональных фокусников (а Гарднер сам был фокусником-любителем). Раз за разом он разбирает то, как эти экстрасенсы обводили вокруг пальцев комиссии ученых, собираемых для того, чтобы лично наблюдать за чистотой проводимых экспериментов. Первые пять-шесть подобных эссе еще интересно читать, но к десятому становится скучно. Помимо этих, в сборнике есть еще небольшое количество эссе, посвященных самым разным псевдонаучным темам - от лысенковщины до владеющих языком жестов шимпанзе. В целом почитать интересно, повторяющиеся эссе можно пропускать.

  • To Say Nothing of the Dog by Connie Willis (1997) - смесь путешествий во времени, викторианской Англии, и классических детективов. С интеллектуальной точки зрения - очень здорово, много чего намешано, очень необычно, с юмором, с загадками, с интересными деталями. Но в конце оставляет ощущение того, что "чего-то тут не хватает" и чего-то очень важного, без чего чтение этого романа - совершенно пустое времяпровождение. Я его прочитал на каникулах, так что он вполне пошел и даже понравился, но вот порекомендовать с чистым сердцем не могу. Другие книги этой авторши скорее всего почитаю.

portret

Прочитанное


  • The Article Book by Tom Cole (1997) - за 17 лет жизни в Штатах я английский язык худо-бедно освоил, но вот артикли остаются проблемой. В школе нас учат нескольким простым правилам, но на практике быстро становится очевидно, что ситуация там гораздо сложнее. Даже нативные носители языка в текстах артикли правят и переправляют по нескольку раз. В этой книге приводятся 50 правил (и 16 исключений из них) использования "a", "an", и "the". Большая часть книги - это тесты, позволяющие попрактиковаться в использовании этих правил. Не скажу, что я полностью разобрался, но теперь я гораздо увереннее ставлю артикли и если сомневаюсь, то могу свериться с книжкой и найти подходящее правило. Очень советую эту книжку всем изучающим английский.

  • The Narrative of Gordon Pym by Edgar Allan Poe (1838) - единственное длинное произведение По. Начинается как обычное приключение двух молодых друзей, отправившихся в корабельное плавание, но постепенно становится все более и более странным и под конец его можно назвать уже разве что научной фантастикой. Говорят, что она послужила вдохновением для таких литературных гигантов, как Мелвиль и Жюль Верн. Не скажу, что оно мне сильно понравилось, но пролистать интересно ради понимания того, откуда пошла фантастика.

  • Grey Lensman by E.E.Smith (1939) - космические приключения супергероя, борющегося со звездными злодеями. Как литература довольно ужасны, но для своего времени напичканы по уши разными интересными концепциями: негуманоидные галактические цивилизации, FTL корабли, технологические прибамбасы, атомные бомбы, телепатия, телепатическое управление животными, и т.д. Подобно книге выше, стоит посмотреть если интересует история фантастики.

portret

Польза от TED/TEDx

Австралийский подкаст Future Tense ставит под сомнение пользу известных конференций TED (и особенно их локальных вариантов - TEDx).

Критика сводится к двум основным моментам.
Во-первых, формат презентаций. Дается 10-15 минут на презентацию, без времени на вопросы или обсуждение. Аудитории невозможно оспорить или уточнить что-либо. Это увеличивает чувство "безнаказанности" у представляющего, потому что никто публично не может указать ему на ошибки или преувеличения или манипуляции. Чем представляющие и пользуются.
Во-вторых, ставится под вопрос ценность собственно физической конференции для заявленных целей. Конференции TED подаются как фестивали идей, возможность донести свежую мысль до большой аудитории. Но сейчас это вполне можно сделать в интернете, возможно даже более эффективно. Зачем собирать зал? Реальной целью таких конференций (как, собственно, и всех конференций) для аудитории является возможность тусоваться вживую с людьми, у которых общие интересы и-или с которыми вы можете установить полезные связи. То есть люди на них приходят в первую очередь ради правильной компании, а не ради новых идей.

Кроме того, организаторам подобных конференции нужно продавать билеты (чтобы как минимум окупить аренду зала), а значит для них существует большой соблазн преувеличивать новизну и интересность представляемых идей. С одной стороны это плохо (см. пункт 1), с другой стороны это не такая уж и проблема если посетители приходят не за этим (см. пункт 2).

Disclaimer: Я за всю жизнь послушал всего два или три TED тока (и ни разу не был на подобных конференциях), так что лично не могу судить о том, насколько эта критика верна.
portret

Прочитанное


  • Dinosaur in a Haystack by Stephen J. Gould (1996) - тем, кто Гулда знает, объяснять ничего не надо, тем кто не знает - объяснять бесполезно, можно только порекомендовать взять любую из его книг, являющихся коллекциями эссе, написанных для журнала Natural History. Гулд пишет на самые разные темы, его эрудиции можно позавидовать. Не каждое эссе будет интересно всем, но в коллекции каждый найдет для себя несколько интересных тем.

  • The Tell-Tale Brain by V.S. Ramachandran (2011) - научпоп о том, как работает человеческий мозг. Рамачандран - один из ведущих ученых в этой области и отличный популяризатор. Его страсть - работать с людьми, у которых наблюдаются какие-либо нарушения в работе мозга и по этим нарушениям восстановить, как же именно все должно работать в норме. Приводимые им случаи совершенно захватывающие, я не буду их описывать, потому что это были бы спойлеры, но там идет речь и об эмоциях и об эмпатии и о математических способностях и о том, как мы видим себя со стороны. К сожалению это все относится только к первым 40% книги, где он рассказывает о своей работе. Потом он переходит на более абстрактные вещи, вроде восприятия искусства или свободы воли, и там он просто дает волю своей фантазии (о чем честно признается) и там где в первой части книги он обычно говорит "мы сделали эксперимент и получили вот такой результат", во второй части книги он говорит лишь "вот было бы здорово, если бы кто-нибудь сделал такой эксперимент". Все это быстро становится очень скучным. Так что такой вот вердикт: обязательно прочитать книгу где-то до половины, и потом бросить.

  • Lord of Light by Roger Zelazny (1967) - Желязны доводит до логического заключения фразу Кларка о том, что высокоразвитая технология становится неотличима от магии. В романе люди будущего, обладающие очень продвинутыми технологиями, не только называют себя богами индусского пантеона и требуют поклонения от менее развитой части человечества (которую они специально удерживают на очень низком уровне технологического развития), но пожалуй даже и сами считают себя богами. Сюжет завязан на конфликте между двумя фракциями среди богов: теми, которые хотят сохранить status quo и теми, которые хотят выступать в роли прогрессоров. Написано очень хорошо, пожалуй лучший роман Желязны. К сожалению, я решил послушать его в аудио-формате, советую вам этого не делать, ее гораздо лучше читать с листа (или экрана). С аудио слишком легко отвлечься и пропустить важный момент в развитии сюжета. И язык прекрасный.

portret

Прочитанное


  • Chrysalids by John Wyndham (1955) - после серьезной атомной войны человечество выжило в нескольких местах, но скатилось по уровню технологий примерно к 18 веку. Из книг уцелела лишь Библия, к религиозным постулатом которой был добавлен еще один: "Следи за появлением мутантов". Любых мутантов (растения, животных, людей) полагается уничтожать, чтобы следить за генетической чистотой. В небольшом поселке сын священника, главный герой книги, обнаруживает, что он обладает телепатией и может общаться с другими такими же мутантами. Хотя все они еще дети, они отлично понимают, что если их существование откроют, то им не поздоровится. Отличная книжка, вполне на уровне "Дня триффидов". Написана интересно, поднимает интересные моральные вопросы, но без слащавого морализаторства и без легких ответов.

  • Magic Cancer Bullet by Daniel Vasella (2003) - книга о том, как было изобретено и выведено на рынок лекарство Gleevec. Написано от первого лица главой компании Novartis (на самом деле, конечно, мужиком указанном в соавторах). Gleevec - очень интересное лекарство, оно специфично действует на довольно редкий вид рака, но действует поразительно хорошо, часто спасая даже совершенно безнадежных больных, которым иначе оставалось бы жить лишь несколько месяцев. И найдено оно было не случайно (как это часто бывает), а разработано рационально, с заранее предсказанным механизмом действия. Всё это довольно интересно, но к сожалению книга написана как агитка компании Novartis и лично ее президента.

  • American Science and Invention by Mitchell Wilson (1954) - богато-иллюстрированная книга об американских изобретателях и ученых с середины 19 века по середину 20. Уилсон сам ученый-физик, работал с Ферми, но потом ушел в писатели (кстати, его книга "Живи с молнией" - одна из лучших художественных книг про науку, очень рекомендую). Он отличный популяризатор и понятно объясняет что именно было изобретено, но при этом также рассказывает и о личности самого изобретателя и о социальном аспекте изобретений (почему они были важны и как они повлияли на общество). Упор сделан на механике, инженерии, физике, астрономии и немного химии - частично это объясняется специализацией автора, но в основном базируется на том, что именно эти области очень активно развивались в это время. Книга отличная, очень рекомендую если сможете ее найти (я ее подобрал на библиотечной распродаже).